Юбилеи в январе

24 января - 245 лет со дня рождения Эрнеста Теодора Амадея Гофмана(1776 – 1822)

        Эрнст Теодор Амадей Гофман... В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.

       Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник. Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник. Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки... из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.

        Волшебники родятся, где и когда им вздумается. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста.

       С самого раннего детства больше всего на свете любил музыку (и даже взял себе имя Амадей в честь Моцарта), играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи.

       Юный Гофман покорился влиянию дяди, окончил университет и много лет служил в разных судебных ведомствах. Он скитался по городам Пруссии и Польши, чихал в пыльных архивах, зевал на заседаниях суда и рисовал карикатуры на членов судейской коллегии на полях протоколов.
       Не раз злополучный юрист пробовал бросить службу, но это ни к чему не приводило.

       Отправившись в Берлин попытать счастья, как художник и музыкант, он едва не умер с голоду. В маленьком городе Бамберге Гофману довелось быть композитором и дирижёром, режиссёром и декоратором в театре; писать статьи и рецензии для «Всеобщей музыкальной газеты»; давать уроки музыки и даже участвовать в продаже нот и роялей! Но ни славы, ни денег это ему не прибавляло.

Иногда, сидя у окна в своей крошечной комнатке под самой крышей и глядя в ночное небо, он думал, что жизнь не удалась. Но однажды незадачливый капельмейстер (дирижёр) взял перо, обмакнул его в чернильницу и... Тут-то и зазвенели хрустальные колокольчики, зашептались в листве золотисто-зелёные змейки и была написана сказка

 «Золотой горшок» (1814). В праздник студент Ансельм столкнулся со старухой, продававшей яблоки. Весь товар рассыпался, за что юноша услышал в свой адрес немало угроз. Тогда он ещё не знал, что это не просто торговка, а злая ведьма, и яблоки тоже были не простыми: это были её детки.

А Гофман наконец-то обрёл самого себя и свою волшебную страну. Правда, кое-какие гости из этой страны навещали его и раньше («Кавалер Глюк», 1809). Чудесных историй вскоре набралось много, из них составился сборник под названием «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Книжка имела успех, и автор сразу стал знаменитым.

«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям»                                               

Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни.  В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман. Слава его росла. В Берлине были написаны почти все его лучшие книги:

 «Щелкунчик и мышиный король» (1816).

Сюжет сказки родился у Гофмана в общении с детьми его друга Хитцига, где он был желанным гостем. Подобно умельцу-крёстному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тёзка дочери Хитцига. А её брат Фриц – доблестный командир игрушечных солдатиков.

 

 

  

 «Крошка Цахес» (1819).

Добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу три волшебных волоска. Благодаря им всё значительное и талантливое произошедшее или произнесённое в присутствии Цахеса, приписывается ему. А вот гадкие поступки самого малыша приписываются окружающим его людям…

«Ночные рассказы» (очень страшные), «Принцесса Брамбилла» (1820), «Житейские воззрения кота Мурра» и многое другое. Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэма М. Бажана «Ночь Гофмана».

Герои сказок, хотя и ошибаются, поддаваясь злым чарам, все же снова находят верный путь-пускай иногда и с помощью добрых волшебных сил. Заметим, что у Гофмана самыми устойчивыми против злых чар оказываются люди с добрым, чистым и мужественным сердцем.

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?